1

В начале немного о самой ролевой функции.


Ролевая функция (занимающая четвертую позицию в структуре соционического типа) представляет собой точку наименьшего интереса для самой личности. Содержание, соответствующее этой функции, находится вне зоны приоритетов человека. Как следствие, человек эту функцию не стремится развивать, и она остается в ряду слабых.

Незначимость ролевой – это следствие жизненной значимости базовой функции. Базовая и ролевая функции представляют собой разные способы решения одной и той же задачи. Если базовая – одна из пары «интуиция/сенсорика», то ролевая – вторая из этой же пары (то же самое справедливо для пары «логика/этика»). При этом вертность функций одинакова (они обе интровертные или обе экстравертные). Интуиция и сенсорика – функции иррациональные, отвечающие за восприятие информации. Логика и этика – функции рациональные, отвечающие за переработку воспринятого. Человек не может одинаково хорошо воспринимать мир и интуитивным, и сенсорным способом; человек не в состоянии в равной степени хорошо перерабатывать воспринятую информацию и логическим, и этическим способом. Как следствие, когда один способ становится базовым (приоритетным), другой «уходит» на вторые позиции, становится второстепенным.

Так, базовому белому сенсорику безразличны внутренние состояния, медитация, неясные интуитивные догадки: при попытке погрузиться в белую интуицию он просто засыпает. Базовый черный интуит с пренебрежением относится к миру высоких достижений, покорению вершин и зарабатыванию денег: не считает черно-сенсорные объекты целями, достойными внимания; в лучшем случае относится к ним как к необходимым средствам для чего-либо другого. Базовый черный логик с непониманием относится к ярким эмоциональным всплескам, считает ненужным и самому проявлять эмоции и пытаться кого-либо куда-либо завлечь. И так далее.


Несмотря на свою второстепенную роль в структуре социотипа, ролевая функция находится в сознательном блоке (это значит, что она поддается лучшему освоению и контролю со стороны личности, чем слабые функции из бессознательного блока). Особенность ее заключается в том, что проявлять ее человек очень не любит (кто же захочет тратить силы, время и нервы на какие-то второстепенные вещи?), но при большой необходимости может это делать. Поэтому функция и называется «ролевой»: в случае надобности человек может сыграть роль, соответствующую его ролевой функции.

Степень развития ролевой функции в социотипе зависит от того, насколько соответствующее ей содержание востребовано в социуме. В частности, если в типе ролевой является черная сенсорика, белая этика, черная логика (особенно для мужчин) или белая сенсорика (особенно для женщин), то они будут развиты лучше: в социуме есть запрос на эти функции. Если же ролевой является белая интуиция или черная интуиция, то они будут развиты в меньшей степени, т.к. в современной культуре (в первую очередь это касается европейской, российской, американской культур) они не востребованы, в обществе даже нет системы обучения и широко распространенных социальных институтов, которые способствовали бы их развитию.

Однако ролевая функция нуждается в развитии не зависимо от того, насколько она востребована в обществе. Необходимо это для того, чтобы уравновешивать базовую. Пренебрегая некоторыми аспектами мира, человек становится однобоким, а его тип – акцентуированным. К тому же не все вопросы можно решить с помощью своей сильной базовой функции. Иногда жизнь ставить нас в такие ситуации, где какие-то второстепенные, с нашей точки зрения, вещи могут сыграть главную, определяющую исход ситуации роль.
http://psy-resource.com/rolevaya-funkci … kogo-tipa/

Ролевая БЭ

Помню - дружу, не помню - не дружу. В отличие от робеспьеров, Максимы стараются поддерживать с людьми ровные отношения, и страются не обижать. Но если захотят отшить, отошьют.
Девиз максима - нет человека нет проблемы, поэтому межличностные конфликты иногда решают радикально. При первой встрече очень обходительные и мягкие ребята. Но это не то что бы так.
Легко переносят одиночество (отсутствие партнера/друга) если сами это выбрали, но если их бросили - переносят тяжело.
http://dr-psix.livejournal.com/13502.html

Ролевая функция Максима — этика отношений. В новой ситуации и на людях Максимы стремятся выглядеть доброжелательными и вежливыми, и без сомнения это им великолепно удается. Они интересуются отношениями между людьми, стараются высказать свое мнение об этом. Другое дело, что когда к ним действительно приходят за советом по отношениям или начинают рассказывать слишком много об этом, они устают. «Я никогда не могла запомнить имена ухажеров моих подружек, и они за это на меня обижались». В ситуации, когда необходимо принять решение или дать совет Максим руководствуется скорее не собственным чувством, а общепринятыми шаблонами.
http://tipirovanie.ru/socionika-maksim- … ip-maksim/

3. Ролевая функция: этика отношений. Попадая в новую непривычную обстановку, ЛСИ производит впечатление обаятельного, приятного в общении человека. Однако это не означает, что ему под силу разбирать сложные психологические ситуации. Недостаточно гибок в отношениях с людьми. Скрытен, не любит делиться своими впечатлениями с посторонними. Плохо разбирается в отношениях других к себе.
http://www.socionics.ru/component/conte … 2-whoislsi

Как-то все очень скупо... Есть у кого-нибудь ссылки (окромя Стратиевской), где более подробно описано?

2

странно что занимает 4ю позицию, так же странно немного само описание ролевой..лучше кроме стратиевской еще что-то подыскать (если будет время может найду что-то) ролевая суперэжная ф-я..а тут какой-то неприятный довесок выходити..как ограничилка почти описана..

не скупо. нормально. всё так и есть.

4

Ну да, так и есть default/smile

5

3-Ролевая функция
слабая
неценностная
ментальная
прислушивается к чужому мнению
контактная
старательная и «правильная»
редко стремится к творчеству
Ролевая функция помогает человеку приспособиться к обществу и другим людям, здесь человек реже стремится проявить свое «я", скорее хочется быть не хуже других. По ролевой функции легко можно обучаться (если есть примеры и хорошие учителя), но реакция в новых ситуациях скорее шаблонна. По ролевой человек часто активен, в новых знакомствах стремится ее показать, однако через несколько часов человек устает и переходит на свои сильные. Так Драйзеры и Достоевские по ролевой структурной логике стремятся выглядеть умными, логичными, последовательными, Есенины и Бальзаки аккуратно одеваются.

6

Ролевые функции

«Это он на людях такой, а дома вы его бы не узнали!» — как часто мы слышим, да и сами произносим эти слова при характеристике какого-то человека. Еще К. Г. Юнг говорил о маске, которую человек одевает, предъявляя себя для общественной оценки.

Маска эта выбирается из тех соображений, что какие-то черты кажутся нам наиболее приемлемыми в обществе. Что же это за черты? Как мы определяем, что понравится не знакомым с нами людям?

Соционика открыла неслучайность выбора модели адаптационного поведения для людей определенного типа. Та роль, которая кажется наиболее выигрышной человеку каждого типа, зашифрована функцией, расположенной в третьей ячейке его модели А.

Третья функция — ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции, оправдать чужие ожидания, не раскрывая раньше времени основу личности.

Ролевая функция активируется в незнакомой обстановке и с ее помощью человек одновременно зондирует ситуацию и прикрывает свою истинную сущность. Это дает возможность маневра, отводит внимание от основы личности, позволяет выиграть время, чтобы сориентироваться в обстановке.

Но возможности третьей функции невелики. Она активна минут 10–20. Потом, получив нужную информацию, человек переходит на работу по сильным функциям. Принято считать, что ролевая функция двумерна. Она строит поверхностные, плоские модели реальности, которые годятся только для приблизительных оценок.

Всю полноту информации о связях и глубине соответствующих явлений ролевая функция не охватывает. Но это не значит, что по ней ничему нельзя научиться. Человечество накопило достаточно много знаний по каждому из 8 информационных аспектов. Освоенные знания, разбитые на простые элементы, могут быть предложены вниманию третьей функции. И объем таких адаптированных знаний в плоскости ролевой функции может быть весьма велик. Плоскость ведь тоже по-своему бесконечна.

Не следует только ожидать, что по ролевой функции возможно свершение каких-то эпохальных открытий. Однако, здесь вполне возможна добросовестная аккуратная работа, чего в целом ряде случаев бывает достаточно для социальной адаптации личности.

Но если человек настроен на творческую самореализацию, искать ее следует по аспектам другой (2-й) функции модели А.

Рассмотрим, как проявляются функции разной природы в третьей ячейке модели А.


Если ролевая функция — логика действий (ГЮГО, ГАМЛЕТ)


Люди этих типов мало приспособлены к рутинной, размеренной работе. Но в новой для себя обстановке они склонны к демонстрации активности. Такие люди не всегда правильно оценивают выгоду и целесообразность предложенных действий. Зато рассказывать о своей практичности и изобретательности ГЮГО и ГАМЛЕТЫ могут красочно и интересно.

Примеры:

— Сейчас трудно вспомнить, но несколько лет назад очень шумную рекламную кампанию затеял Владимир Довгань (ГЮГО). [Основа личности — этика эмоций.] Его часто можно было увидеть по телевизору, а его портреты — в журналах и газетах, а также на этикетках различных продуктов. Одним словом, он был достаточно известен. Но ничем серьезным его усилия не увенчались. Результаты его деятельности оказались несопоставимы с тем шумом, который он устроил вначале.

— Уже упоминавшийся в книге Филипп Киркоров (ГАМЛЕТ) совсем не так успешен в качестве предпринимателя, как на эстраде. В прессе неоднократно появлялись сообщения о неудачных вложениях капитала и разорившихся предприятиях звездной пары. Видимо, когда он выбирает, кому доверить деньги, и в какой проект их вложить, слабая деловая логика его часто подводит.


Если ролевая функция — структурная логика (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)


Такие люди в незнакомой обстановке полагаются на формальности, исполнение правил. Они любят продемонстрировать вдумчивость, знание норм и инструкций, но вряд ли станут относиться к ним творчески. В их духе, скорее, добросовестное исполнение законов, чем их критическое обсуждение. ДРАЙЗЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ чаще других типов произносят фразы: «Все должно быть разумно обосновано», «Надо подумать», «Я стараюсь поступать логично».

Примеры:

— Аналитические программы Николая Сванидзе (ДРАЙЗЕР) не отличаются глубиной анализа. Часто в них не хватает документальных подтверждений, ставка делается на изобличение непорядочности того или иного лица. Желание объяснять истины другим перемежается с уходом от собственных оценок.

«Народу нужно объяснять, показывать, народ нужно вести. Нельзя идти за народом! У демократии много минусов, но лучшего устройства, чем демократия, пока нет. К нашему народу, как ко всякому другому, я отношусь с огромным уважением, но идеализировать народ нельзя…»

«Влюбленная женщина верит ведь сердцу. Посадите перед ней двух человек: академика-математика и ее возлюбленного. И если академик скажет, что дважды два четыре, а ее возлюбленный — восемь, то кому она поверит? Она скажет: академик, конечно, человек умный, но я верю не ему.»

«А о нынешнем правительстве могу лишь сказать, что оно либеральное — по составу игроков. Все ли оно делает правильно, я не знаю. Я могу лишь ориентироваться на мнение авторитетных для меня людей».

— Учитель физики (ДОСТОЕВСКИЙ), организатор одного из московских физико-математических лицеев, своеобразным способом производил отбор учащихся в лицей. После того, как ребята проходили огромное количество разнообразных тестов и собеседований, им в обязательном порядке предлагалось отправиться в двухдневный поход. Окончательное решение о приеме ученика в лицей принималось только после этого. Несмотря на весь учительский опыт по своему предмету, многочисленных тестов для учителя было совершенно не достаточно, чтобы сделать заключение о человеке. Он мог уверенно оценить ребенка, только наблюдая его в личном общении.


Если ролевая функция — этика эмоций (ДЖЕК, ШТИРЛИЦ)


В обществе люди этих типов стараются подчеркнуть свой позитивный эмоциональный настрой, как бы говоря «I'm fine». Они любят участвовать в шумных мероприятиях, делать подарки, демонстрировать окружающим свои положительные эмоции. Но эта веселость быстро иссякает, когда начинается повседневная рутинная работа. ДЖЕКИ и ШТИРЛИЦЫ представляются контактными балагурами только в свободное от работы время.

Примеры:

— Звезда телеэкрана, талантливый телеведущий Максим Галкин (ДЖЕК) успешно выступает в жанре пародии, а также использует свою улыбчивость и обаяние в процессе ведения программ. Однако иногда его игры с эмоциями (паузы, намеки) бывают затянуты, несколько неестественны и даже неуместны. Видна слабая ориентация в эмоциональном состоянии участников передачи и неточная дозировка собственных эмоций.

— Артист и продюсер мюзиклов Александр Цекало (ШТИРЛИЦ) тоже улыбчив и обаятелен. Он начинал вместе с Лолитой в «Кабаре-дуэт Академия», где его роль была гротескной, практически шутовской. Но со временем оказалось, что ему вполне по силам серьезные экономические проекты. [Базовая деловая логика.] Когда речь заходит об этом, шутовская маска моментально слетает с его лица, и зрители слышат вполне серьезные и квалифицированные рассуждения, например, о технологии постановки мюзиклов.


Если ролевая функция — этика отношений (РОБЕСПЬЕР, МАКСИМ)


В незнакомой обстановке люди этих типов галантны, вежливы, внимательны к этикету, общительны. Они производят приятное впечатление людей воспитанных и положительных. Однако это не означает, что им под силу разбираться в сложных психологических ситуациях. РОБЕСПЬЕРЫ и МАКСИМЫ более склонны к обсуждению того, что для тонких движений души существуют «разумные объяснения».

Примеры:

— Известный биофизик С. Э. Шноль (РОБЕСПЬЕР) много лет успешно исследует, в частности, общие закономерности в тонкой структуре различных случайных процессов. Родные рассказывают, что не перестают удивляться одной его характерной особенности. В гостях это артистичный, обходительный и веселый человек. Перед его обаянием трудно устоять. Он буквально захватывает собеседника искрометными шутками и необыкновенно интересными разговорами. Но по возвращении домой он словно бы превращается в другого человека — молчаливого сосредоточенного ученого. И никакой загадки здесь нет. Просто ролевая этика отношений не включается в обстановке, которая знакома человеку до мельчайших подробностей, где он чувствует себя спокойно и уверенно, предпочитая заниматься любимым делом. [По функциям блока ЭГО.]

— Известный актер Александр Збруев (МАКСИМ) прекрасно использует возможности своей ролевой функции. Его персонажи отличаются общительностью, тонким гуманизмом, умением построить отношения с другими героями. Но хотя по его ролям можно составить о нем представление как о рубаха-парне, он ведет довольно замкнутый образ жизни, редко участвует в тусовках. Для слабой функции вполне достаточно той нагрузки, которую она получает на съемочной площадке.


Если ролевая функция — волевая сенсорика (ДОН КИХОТ, ГЕКСЛИ)


Для людей этих типов в новой обстановке характерна игра в «сильную личность». Они эффектны и в достаточной степени решительны в проявлении «отваги на пожаре». Однако, в обыденной жизни им тяжело выдерживать внешнее волевое давление. ДОН КИХОТ и ГЕКСЛИ вряд ли будут совершать над собой ежедневные волевые усилия, если их не заставят обстоятельства или партнеры.

Примеры:

— Известен такой случай из жизни популярного актера Георгия Тараторкина (ДОН КИХОТ). Как-то раз, увидев на улице горящую урну, он мгновенно отреагировал — подскочил к ней, высыпал все содержимое на тротуар и затушил начинающийся пожар. Большинство людей сочло бы, что это их не касается. Но для ролевой волевой сенсорики людей этого типа такой сюжет вполне характерен.

— Жена эстрадного певца Александра Буйнова (ГЕКСЛИ) рассказывает о нем, что во время землетрясения в Баку он был единственным, кто не растерялся в этой сложной обстановке. Он нашел запасной выход в гостинице, которая начала рушиться, разбил стекло и вывел всех из здания. Такие короткие вспышки героизма характерны для проявления ролевой волевой сенсорики в экстремальных ситуациях.


Если ролевая функция — сенсорика ощущений (ЕСЕНИН, БАЛЬЗАК)


Люди этих типов любят поесть, еще больше они любят поговорить о вкусной еде, комфорте, удобствах, хотя сами вряд ли станут старательно и ежедневно готовить, убирать квартиру, работать руками. Они предпочитают украшать и убирать дом под настроение, любят приготовить что-нибудь вкусненькое для гостей, попробовать новое блюдо. ЕСЕНИНЫ и БАЛЬЗАКИ часто бывают в курсе новых диет и способов оздоровления, но применять их на практике у них, как правило, «руки не доходят».

Примеры:

— Девушка БАЛЬЗАК с удовольствием рассказывает о своей любви к рукоделию. Она ходит по магазинам тканей, покупает тесьму, кружева, другие материалы для отделки, рассчитывая впоследствии сделать из этого что-то оригинальное. «Очень люблю вышивать, — говорит она. — Сейчас вторую вышивку делаю. Правда, я еще не закончила, пока отложила… Да, второй год лежит». Начатое и незаконченное рукоделие очень характерно для ролевой сенсорики ощущений. Зато планировать задуманное приятно.

— Девушка-адвокат ЕСЕНИН рассказывала о своем гардеробе. Когда речь зашла об обуви, оказалось, что она не задумывается, где и как ее хранить, потому что считает, что каждый сезон обувь надо покупать новую. Именно так она и поступает.


Если ролевая функция — интуиция возможностей (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН)


Люди этих типов могут в незнакомой обстановке найти эффективное решение, оценив возможности внезапно сложившейся ситуации. Они высоко ценят свое нестандартное мышление и действительно в непривычных условиях часто находят выходы из сложных положений благодаря неожиданным «прозрениям». Но в реальной жизни ЖУКОВЫ и НАПОЛЕОНЫ чаще полагаются не на «везение», а на свою способность добиваться задуманного.

Примеры:

— Женщина ЖУКОВ старалась не упускать возможности посетить вместе с коллегами экскурсии, которые периодически организовывались в министерстве. Она считала правильным вносить разнообразие в свою жизнь, расширять кругозор. Ей также удавалось удерживать в поле зрения и другие возможности такого рода. В то же время, когда в 60-х годах XX века расселяли коммунальную квартиру, в которой жила ее семья, перед ней встал выбор: остаться в центре, на своей улице, или переехать на окраину столицы. На этой развилке ее интуиция возможностей подвела ее в первый раз. Она не захотела оставаться в центре из-за того, что все другие сотрудники ездили на работу на метро, ей же нужно было проехать лишь несколько остановок на троллейбусе. А ей тоже хотелось ездить на метро. Затем интуиция подвела ее второй раз: она выбрала не юг, а север столицы — инфраструктура этого нового района показалась ей более развитой. А всего через два года ее дочь поступила в МГУ и вынуждена была тратить полтора часа на дорогу каждый день. Из-за слабой интуиции возможностей женщина не учла, что такая проблема очень скоро возникнет, но заранее принять это во внимание было не в ее силах.

— Мужчина НАПОЛЕОН с техническим образованием открыл в себе музыкальные способности. Ему действительно удавалось писать необыкновенную красивую фортепьянную музыку. Но, не имея консерваторского образования и соответствующих связей, он не мог рассчитывать на успех. В то же время он был уверен, что пробьется, поскольку не сомневался в своем таланте. Избранная им тактика состояла в переборе огромного количества контактов с людьми, которые могли бы заинтересоваться его предложением. Там, где настоящего интуита вело бы природное чутье, ему приходилось с избытком перекрывать все поле возможных связей в надежде найти хотя бы несколько заинтересованных лиц. В течение ряда лет он каждый день делал от 20 до 50 звонков людям, вращающимся в музыкальных кругах и в смежных сферах. Такая колоссальная работа не прошла даром, он нашел тех, от кого что-то зависело, но это никак нельзя назвать случайной удачей, которая всегда присутствует в жизни любого интуита.


Если ролевая функция — интуиция времени (ДЮМА, ГАБЕН)


В непривычной обстановке люди этих типов стараются все успеть, спланировать свои дела, не допускать суеты и неразберихи. Однако долгосрочные прогнозы им, как правило, не удаются, потому что трудно учесть все существенные факторы меняющегося мира. Планы ДЮМА и ГАБЕНОВ нуждаются в коррекции и согласовании с реальным ходом развития событий. Зато истории, рассказанные ими в компаниях, пользуются неизменным успехом.

Примеры:

— В годы правления Никиты Хрущева (ДЮМА) очень популярны были разговоры о светлом будущем. Даже в конституции той поры было записано, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме. Надо ли говорить о том, что это предсказание не только не сбылось, но и не имело никаких шансов сбыться, несмотря на весь оптимизм постановлений партии и правительства СССР.

— Анатолий Лысенко (ГАБЕН), всю жизнь посвятивший работе на телевидении, ведет сейчас передачу «Программа передач на вчера». Он вспоминает там те передачи, в создании которых он принимал участие, которые завоевали любовь телезрителей и стали популярными. При этом характерны для ролевой интуиции времени такие его высказывания «Кто бы мог подумать тогда, что этот актер (ведущий, передача) станет таким известным и успешным».

7

О, спасибо. default/smile

8

извините за простыни, не оч мне удобно сегодня *работать* в браузере.

9

Ролевая (нормативная, контактная) – третья функция модели «А» (двухмерная ментальная, блок СуперЭго). Она отвечает за самовыражение человека, за то, каким он хочет выглядеть перед другими людьми и обществом в целом.

Включение ролевой функции
Функция активируется у человека в незнакомой обстановке, позволяя прощупать ситуацию, выставить себя в наиболее выгодном свете и оправдать чужие ожидания. Это дает возможность маневра, отводит внимание от основы личности, позволяет выиграть время, чтобы сориентироваться и адаптироваться в непривычных для себя условиях. Попадая в новую ситуацию, человек начинает демонстрировать обществу свою социальную роль (маску), особенно в сложных, с социальной точки зрения, ситуациях, когда нужно наладить с кем-то контакт. Функция проявляет себя особенно интенсивно, когда человек говорит о своих личных заслугах, умениях, качествах и вообще демонстрирует себя. Ситуация, разыгрываемая по ролевой функции, отличается акцентом на личности одного из участников: рассказы об интимных делах, обстоятельствах и переживаниях человека, производимые с упором на местоимение «я» - я сделал, я подумал, я отреагировал. Это позерство, хвастовство перед другими.

Являясь ментальной функцией, ролевая, тем не менее, действует по указке подсознания. То есть, человек во время действия не осознаёт что, как и почему делает, но потом вполне способен ответить на эти вопросы. И, конечно, поскольку функция нормативная, человек действует в рамках шаблонов и стандартов, что замечается другими людьми, но сам же он в момент демонстрации считает себя чуть ли не звездой сцены.

Чем хотят произвести впечатление:
Это можно вообще оформить в табличку, даже совместить «чем хотят произвести впечатление» и «взгляд на демонстрацию». А перед ней или после расписать на жизненных примерах проявления этой ф-ии у разных тимов. Можно даже не у всех. Можно в стиле личных воспоминаний)

ЧС — (Дон, Гексли) — стараются выглядеть решительными;
БС — (Есенин, Бальзак) — стараются поразить всех своим эстетически тонким вкусом;
ЧЭ — (Джек, Штирлиц) — стараются поразить своей эмоциональностью, своим оптимизмом и задорным нравом;
БЭ — (Робеспьер, Максим) — стараются выглядеть вежливыми и внимательными к другим;
ЧИ — (Жуков, Наполеон) — стараются показать свою заинтересованность к новым идеями и оригинальной информации
БИ — (Дюма, Габен) — стараются впечатлить своей предусмотрительностью, умением предугадывать развитие ситуации на несколько шагов вперед;
ЧЛ — (Гюго, Гамлет) — старается впечатлить своей деловитостью;
БЛ — (Драйзер, Достоевский) — стараются поразить своей объективностью, в рассмотрении тех или иных вопросов.

Ролевая функция определяет не то, что представляет из себя человек на самом деле, а то, каким он хочет быть в глазах окружающих его людей в новой обстановке. Поскольку она выступает как «функция-дипломат», «функция-разведчик» и «координатор-контролёр» соотношений своих и чужих интересов, по аспекту ролевой функции происходит личное самовыражение человека, то есть раскрытие и демонстрация наработанных социальных программ поведения.

10

LiveEvil пишет:

— Девушка-адвокат ЕСЕНИН рассказывала о своем гардеробе. Когда речь зашла об обуви, оказалось, что она не задумывается, где и как ее хранить, потому что считает, что каждый сезон обувь надо покупать новую. Именно так она и поступает.

default/yikes  богатенькая, наверное, дамочка.

11

Возможны 2 типа включения ролевой функции:

1.«Понтовочное» — через взаимодействие с внешним миром человека:
- через внешнее самовыражение, когда человек демонстрирует свою социальную привлекательность.

Драйзер и Достоевский (БЛ3) рассказывают о своем умение логически все складывать и просчитывать: «..Я им быстро все обосновала по бухгалтерии. Они же считать не умеют! У них в дебете одна цифра, а в кредите другая. Тоже мне счетоводы!».

Гамлет и Гюго (ЧЛ3) рассказывают о своем умение извлекать выгоду из любой ситуации: «..Красиво получилось. Я не только нужную вещь себе купил, но ещё и другой город посмотрел, даже на концерт успел сходить».

Бальзам и Есенин (БС3) рассказывают о своем умение с комфортом адаптироваться под любые внешние условия: «..Ну и что, что там холодно. Подумаешь. Я и в прорубь могу нырнуть...».

Гексли и Дон (ЧС3) рассказывают о своем умение влиять и менять под себя окружающее пространство: «..Нас какие-то гопники остановили. Семь человек. А нас двое было. Ну я не растерялся. Спрашиваю - "парни, есть закурить!?". Они замешкались, а я продолжаю - "а что вы тут шляетесь так поздно?".

Робеспер и Максим (БЭ3) рассказывают о своем умение со всеми завязывать отношение и находить общий язык: «..А зачем ты один поехал? Нужно было мне сказать. Я же всех знаю. Один звонок и проблема была бы решена!».

Джек и Штирлиц (ЧЭ3) рассказывают о своем умение веселить, шутить. «..Я им такой анекдот рассказала — они прям все со стульев попадали!».

Дюма и Габен (БИ3) рассказывают о своем умение предсказывать будущее: «Я прям как чувствовала, что идти ему туда не надо. Мне даже сон накануне нехороший приснился. Ну и что вы думаете? Все произошло как в моем сне!».

Жуков и Наполеон (ЧИ3) рассказывают о своем умение проникать в суть людей и явлений, замечать скрытый смысл происходящего: «Он как вошел в комнату, так я сразу понял, что он за человек. Мной это считывается буквально на автомате».

- через включение программной функции собеседника, когда побуждаем его на активные действия.

БЭ3 - БЭ1: Попробуй поставить себя на его место.

ЧЭ3 - ЧЭ1: Попробуй сам встать на мое место.
БЛ3 - БЛ1: Попробуй доказать мне, что главное.

ЧЛ3 - ЧЛ1: Попробуй сам это сделать.

БИ3 - БИ1: Попробуй предположить, что будет дальше.

ЧИ3 - ЧИ1: Попробуй сам понять, что перспективно.

БС3 - БС1: Попробуй ощутить, от чего мне хорошо.

ЧС3 - ЧС1: Попробуй сам догадаться, что я хочу.

В целом, характерно ощущение личностной открытости: идет трансляция внутреннего мира вовне. Основной акцент при этом делается на выразительные средства, то есть на то, как человек выражает себя или слушает, а не на то, что именно транслируется. Если человеку нечего сказать, акцент на аспекте ролевой функции теряет смысл, а последующее его выпячивание часто мотивировано ложным самоутверждением за счет других людей, повышающим статус говорящего:

Гексли (ЧС3): «Я такую клевую Напку знаю! Она так с людьми умеет разговаривать. Мы с ней..»
Джек(ЧЭ3): «Я знаком с таким талантливым Гамлетом. Он может зажечь любую толпу! Знаешь как мы с ним..»
Дюма(БИ3): «Меня с такими людьми познакомили. Они там с такими видами энергий работают. Мы вместе занимаемся проработкой энергетических каналов и учимся проникать в тонкие миры».

12

2. Нормативное — через взаимодействие с внутренним миром человека:
- через внутренний самоконтроль, когда человек вырабатывает в себе вежливость и умение не кричать и не раздражаться на других в острых ситуациях

БС3 — умение переключатся с неприятных ощущений, на приятные.

ЧС3 — умение сдерживать свою агрессию.

БЭ3 — умение пересматривать свое отношение.

ЧЭ3 — умение сдерживать свои эмоции.

БЛ3 — умение пересматривать свои выводы.

ЧЛ3 — умение сдерживать свою активность.

БИ3 — умение переключатся с дурных предчувствий на хорошие.

ЧИ3 — умение сдерживать свой поток слов.

-через включение внушаемой функции собеседника, когда собеседник в основном молчит, но происходящее воспринимает очень глубоко, так как оно формирует ему новые программы подсознания.

Наиболее удачно работает в отношениях полной противоположности. Когда собеседник впитывает все как губка через канал ролевая — суггестивная.

В целом, характерно ощущение личностной закрытости: человек старается сдерживать себя, не высовываться. Основной акцент при этом делается на том, чтобы оставаться незаметным для других. Это приводит либо к тому, что о человеке начинают говорить как об очень закрытом и стеснительном, либо в его самовыражении находят что-то таинственное и глубокое. Он не бросается в глаза и не производит впечатления сильной личности. В общении не давит на собеседника и не стремится без особых на то оснований занять место лидера. У него не очень много возможностей для прямого самоутверждения, но и потребность в нем невысока. К внешнему мир (социуму), относится либо с безразличием, либо воспринимает его как не вполне дружественную среду. Человек живет больше своей внутренней жизнью, чем жизнью внешней. Он как бы независимо живет двумя жизнями, внешней (для других) и внутренней (для себя), и ему нет необходимости связывать одну с другой.

Ситуации и первого, и второго типов дают искажение восприятия и потому имеет место постоянный самообман и обман окружающих либо в положительную, либо в отрицательную сторону. В одном случае себе и окружающим человек кажется лучше, чем он есть, и мир гораздо ярче, светлее и дружественнее, чем обнаруживается при более пристальном наблюдении; в другом случае человек старается контролировать, сдерживать себя, даже когда в этом нет особой необходимости.

Взгляд на демонстрацию аспекта ролевой функции со стороны этого же аспекта, находящегося в других функциях:
Для тех психотипов, у которых аспект ролевой рассказчика находится в блоке СуперИд (активационная и суггестивная), такая демонстрация может быть замечательным, интересным и захватывающим зрелищем. Если, конечно, демонстранту самому есть что показать, и он испытывает искренний восторг от того, о чем рассказывает и что показывает.

Но для тех, у кого этот аспект расположен на ментальном уровне и особенно на уровне блока Эго, такая демонстрация оценивается не более чем позерство или профанация: не возникает желания слушать об этом, сразу хочется перебить, поставить на место или попросить выражаться более конкретно и по существу.

Если у того, кто особенно активно старается выпячивать свою ролевую функцию, спросить: «Нравятся ли тебе люди, которые часто говорят об этом? Считаешь ли ты уместным акцентировать на этом внимание?», — то человек сам расскажет вам о том, что для него такие формы выражения неприемлемы и не вызывают симпатии.

К примеру, Гексли (ЧС3) любит всем рассказывать о своих подвигах и достижениях на сексуальном фронте. Любят все рассказывать о своей привлекательности, о своем обонянии и влиянии на окружающих. Любят выставлять себя в тех местах, где есть возможность продемонстировать силу, без вреда для здоровья. Любят демонстрировать свою решительность, свой напор. Любят демонстративно командовать. Любят рассказывать окружающим о своих влиятельных связях. Любят говорить о своей выносливости и жизнестойкости. Любят показывать характер, выставляя себя как натур дерзких, неумолимых, а иногда и вовсе жестоких. В тоже время, если об этом рассказывают другие, то это вызывает у Гексли сильное отторжение, особенно если это делает их тождик. Это выглядит каким-то излишне надрывным, отталкивающим, неадекватным.

13

Итак, если коротко, как видят демонстрацию аспекта ролевой функции психотипы, где этот аспект находится на позиции других функций:

- Блок Эго (базовая и творческая): позёрство и профанация
- Ролевая: чужая демонстрация не вызывает симпатии
- Болевая: этот аспект ее больное место
- Блок СуперИд (суггестивная и активационная): замечательное, захватывающее зрелище
- Ограничительная: невозмутимо контролирует, критикует и ограничивает ролевую, чтоб дуал «не зарывался».
- Фоновая: недоумение — «Зачем это вообще нужно демонстрировать, если и так всё ясно»

14

Зависимость демонстрации ролевой функции от включенности блока Эго
Ролевая функция относится больше к воспринимающим, нежели перерабатывающим функциям. Аспект внутри этой функции дает стиль восприятия, наиболее удобный для человека. Но так как эта функция двухмерна, работа по ней зависит от того, насколько активен блок Эго: чем активнее, тем глубже восприятие. Например, при выключенном Эго-блоке восприятие Гамлета узкое, жесткое и догматичное: человек сильно раздражается, провоцирует скандальные ситуации и может говорить гадости. При активации Эго-блока (аспекты ЧЭ и БИ) он вскоре обнаружит в себе необычайную легкость мышления и скорость ментального анализа. Сильные функции Эго-блока осветят ему ситуацию совершенно по-другому, и он сможет мгновенно увидеть то, что окружающие ему тщетно пытались втолковать в течение долгого времени. Гамлет по аспекту ЧЛ станет обращать внимание на реальные вещи и существенные процессы, а бурные эмоции и глупые рассуждения не отвлекут на себя его внимание.

При выключенном Эго-блоке ролевая функция проявляет себя как одномерная - восприятие действительности с позиции своего опыта. То есть, происходит отождествление себя в целом с аспектом в функции. Самосознание развито очень слабо. Человек не понимает разницы между собой и другими. Все воспринимается через призму себя и своей оценки. Человек убежден в том, что того, чего он не ощущает или не видит, просто не существует. К примеру, Робеспьер или Максим (БЭ на 3 функции) может сказать фразу: «Мне это не нравится», подразумевая под ней: «Это не может понравиться никому, потому что это отвратительно».

Можно сказать, что при выключенном Эго-блоке самовыражение идет спонтанно и неуправляемым образом, причем, как правило, не вызывает чувства стыда даже в социально неприемлемых ситуациях. Если такого человека одернуть, сказав: «Тебе не кажется, что ты выбрал неуместный тон?», то он в ответ может ещё нахамить, совершенно не отдавая отчет в том, что делает. Сложности тут состоят в том, что на таком уровне развития человек занимает позицию «Я такой, какой есть, и вы обязаны меня воспринимать и даже любить именно в этом виде». К примеру, Гюго или Гамлет (ЧЛ в 3 функции) может сказать: «Ты слишком много ешь, надо поменьше есть, иначе станешь жирной коровой». То, что такая фраза может быть оскорбительной, человеку и в голову не приходит. И даже если ему сказать, что он ведет себя некрасиво, то он ответит: «А что я такого сказал? Я правду сказал! Как думаю, так и говорю!». Человек не ощущает оказанного эффекта от своих слов и поступков. Он не задумывается над тем, к чему это может привести. Если бы его Эго-блок был включен, то была бы задействована творческая функция. Например, Гамлет думал бы на шаг впереди, по аспекту БИ, а Гюго, нацеленный на заботу по БС, не допустил бы такой неприятной ситуации.

Именно поэтому перед людьми с выключенным Эго-блоком, живущими на блоке СуперЭго очень остро стоит проблема самоутверждения за счет других. Это постоянный троллинг, вечное позерство и хвастовство. Весь спектр самых низких проявлений. Человек отождествляется со своими поверхностными программами подсознания и живет на уровне элементарных ментальных, эмоциональных и физиологических рефлексов, не осознает и не хочет осознавать того, как это выглядит со стороны.

Как правило, мы видим в поведении таких людей две роли (маски): первая — в отношении тех, кто подвластен и вторая - в отношении тех, кто сильнее.

Так, человек с аспектом в ролевой по отношению к тому, у кого этот аспект находится в базовой, играет роль шакала по отношению к Шерхану из мультика про Маугли - всячески старается угодить и подольститься. Ко всем остальным у него появляется потребность задеть побольнее, «простебать». Причем, независимо от того, по отношению к кому используется данное поведение, в основе своей оно шаблонно и примитивно.

Люди начинают делиться по критерию приносимой данному человеку пользы на хороших и плохих, по критерию согласия на умных и дураков и т.д. Все воспринимается через отождествление с собой. Если с человеком не согласны, значит несогласный — идиот. Самое ужасное в том, что ярлыки, которые навешиваются на других, приклеиваются навечно, независимо от дальнейших событий. К примеру, не поняли гениальную идею (ЧИ) Жукова или Наполеона, значит, умом не вышли, не о чем с ними больше разговаривать. Не посмеялись над шуткой (ЧЭ) Штирлица или Джека, значит, полностью лишены чувства юмора, чтобы понять такие тонкие нюансы и т.д.

При включении блока Эго происходит качественный скачок восприятия ситуаций по аспекту ролевой функции — добавляется второе измерение — восприятие действительности с позиции социальных норм.

В первую очередь, двухмерное восприятие позволяет отделить свое «Я». Если при выключенном Эго-блоке человек говорит "больно", то при его включении: "У меня болит". Происходит отделение человека от окружающего мира, появляется взгляд со стороны. Конечно, оттенки субъективности и пристрастия остаются, но появляется возможность выслушать чужую точку зрения, возможность посмотреть на ситуацию под другим углом.

Если при выключенном Эго-блоке человек не хочет рассматривать точки зрения, не совпадающие с его собственными взглядами на жизнь, то при включении Эго-блока, напротив, старается увидеть мир чужими глазами, возникает желание понять какие-то, пусть и очень общие, схемы, правила и т.д.

Конечно, даже при включенном Эго-блоке в отношении аспекта, стоящего в ролевой функции, нет своей позиции — взгляды человека почти полностью продиктованы общепринятым мнением, но в то же время человек становится менее зависим от внешних обстоятельств по этому аспекту. Его самоутверждение не только связано с внешней средой, но уже и с тем, как он сам ощущает себя. Конечно, вопрос о самоутверждении и самореализации по-прежнему решается на социальном уровне. Важно получить одобрение со стороны и социальное признание. Из личных заслуг ценятся лишь те, которые видны его социальной группе, являющейся для него своеобразным стандартом.

К примеру, Есенин или Бальзак, по мере взросления и становления личности начинает понимать, что БС потребности — это не только источник биологического удовлетворения, но так же и возможность самовыражения через этот аспект. Появляется понимание того, что свою сексуальность можно использовать как оружие, человек начинает замечать, что ему в себе нравится, а с чем ещё следует поработать. Что-то он одобряет, что-то осуждает, а что-то и не принимает в себе вовсе, пытаясь подавить или изжить. Появляется понимание, какие требования предъявляет к нему общество, каковы общественные стандарты и нормативы и что нужно сделать для того, чтобы им соответствовать. Появляются причины для работы над собой и как награда - уважение себя за то, что смог, что достиг.

Итак, восприятие аспекта ролевой функции при включенном Эго-блоке определяется набором социальных клише, который значительно богаче того набора, что был у человека при выключенном Эго-блоке. А это дает возможность адекватно существовать в социуме. Человек по-прежнему говорит штампами и демонстрирует шаблонное поведение, но штампы уже носят произвольный характер. Человек начинает осознавать, что уместно, а что не уместно в рамках определенной группы людей.

15

LiveEvil пишет:

Люди начинают делиться по критерию приносимой данному человеку пользы на хороших и плохих, по критерию согласия на умных и дураков и т.д. Все воспринимается через отождествление с собой. Если с человеком не согласны, значит несогласный — идиот. Самое ужасное в том, что ярлыки, которые навешиваются на других, приклеиваются навечно, независимо от дальнейших событий. К примеру, не поняли гениальную идею (ЧИ) Жукова или Наполеона, значит, умом не вышли, не о чем с ними больше разговаривать. Не посмеялись над шуткой (ЧЭ) Штирлица или Джека, значит, полностью лишены чувства юмора, чтобы понять такие тонкие нюансы и т.д.

Про ярлыки хорошо сказано. default/smile

16

я не знаю стоит ли делать из форума цитатник и так удобнее
или удобнее ходить по ссылям и читать там?

17

LiveEvil пишет:

я не знаю стоит ли делать из форума цитатник и так удобнее или удобнее ходить по ссылям и читать там?

Как тебе удобно

18

LiveEvil пишет:

я не знаю стоит ли делать из форума цитатник и так удобнее
или удобнее ходить по ссылям и читать там?

Я за цитатник в тематической теме, пожалуй.

19

как по мне цитаты лучше, чтобы лежало и всегда можно было найти, но не хотелось бы наткнуться на ворчание форумчан о *простынях* *ненужного*..

20

ну пробую тогда продолжать. (вконце буду стараться ссыли оставлять)
Ролевая функция и дуализация
Очевидно, что отклонение от шаблонов и нормативов в поведении других людей может вызывать в человеке раздражение, неприятие и осуждение. И это понятно. Когда сам стараешься изо всех сил, сильно задевает, когда кто-то этот аспект мира попросту игнорирует — возникает желание осудить, сделать выводы о нем, как о социально неадекватном человеке. И это порождает проблемы, в том числе во взаимодействии с дуальным партнером. Когда во главу угла ставятся ценности ролевой функции, когда человек на каждом углу начинает её выпячивать и о ней декларировать, то это многих отпугивает.

К примеру, Дон, начинает заявлять о том, что ему нужна внешне стройная, красивая девушка, с нормальной фигурой. Когда начинаешь уточнять, а что входит в его понимание «нормальной фигуры», то Дон начинает раздражаться, утрируя заявляя: «Ну не жирная уродина чтобы была». Самая фраза «жирная уродина», звучит, мягко говоря, неэтично, с другой стороны это подколка для каждой девушки, которая считает, что у неё есть лишние килограммы. Или Гамлетесса, эмоционально заявляющая Максу о том, что парень должен быть обязательно деловитым и предприимчивым, и что со всякими умниками, которые с важным видом говорят умные мысли, ей ничего общего иметь не хочется. Этот список можно продолжать, но думаю уже понятно, к каким последствиям приводит такое поведение.

Также демонстрация ролевой функции направлена на получение порции энергии от дуала на суггестивную функцию, а средства для этого выбираются самые разнообразные. К примеру, Гамлет, у которого в ролевой расположен аспект деловой (рабочей, оперативной, технологической) логики фактов и действий, выпячивая свой профессионализм, указывая другим на их недочеты в работе, провоцирует на то, чтобы его поставили на место и не просто поставили, а ещё и объяснили ему, как нужно себя вести в обществе, что является приемлемым поведением, а что нет с точки зрения общественной морали. Ведь мораль, не смотря на свою этическую тематику, имеет также отношение и к аспекту БЛ, то есть к своду правил и законов, по которым конкретная группа людей договорилась жить. Конечно, в случае адекватного поведения, Гамлет будет стараться жить в ладу с окружающим миром, с общественной системой (БЛ5) и не нарушать общественную мораль (БЭ7) - в противном случае плоды их творчества не будут востребованы и все его труды по ролевой (ЧЛ3) пойдут прахом.

Так же как его дуал, Максим Горький, стараясь занять достойное место в системе, будет стремиться умалчивать свое личное отношение к кому-то или чему-то до тех пор, когда уже не сможет найти другого выхода, кроме как сказать открыто о своем отношении по тому или иному вопросу. Если же ситуация не вынуждает, он будет высказывать свое компромиссное мнение, не конкретизируя свое отношение. То же относится и к личной сфере — говорить о своих симпатиях к кому-то бывает сложно и страшно. А вдруг за этим последует отказ, который воспринимается всегда очень болезненно, особенно если дальнейшего взаимопонимания найти не удалось. Обычно Горький надеется на то, что люди сами смогут уловить те или иные намеки. Особенно когда это касается области отношений. Ему несколько проще действовать намеками и шутками, чем высказываться напрямую. Максим заранее всех подготавливает, демонстрируя хорошие манеры по аспекту этики отношений: начинает интересоваться проблемами других, пытается помогать советами и делами, старается быть чутким и отзывчивым, пока не получит ответную позитивную оценку.

Или, допустим, Жуков, чтобы никого лишний раз не задеть, будет стараться выражать интерес к новым возможностям, будет стараться найти гармонию во внешнем мире. Для этого, правда, ему часто приходится наступать на капкан ограничительной функции — подумать о комфорте и о том, как можно создать расслабляющую обстановку. Для этого Жуков может зажечь ароматические палочки, включить романтичную музыку и т.д. Так, организуя внешнюю гармонию, он организовывает и гармонию внутреннюю, тем самым суггестируя самого себя. Хотя тем, кто знаком с Жуковыми, очевидно, что такое поведение для них большая редкость. И так же как Бальзак, в отличие от Есенина, больше предпочитает искать недостатки в архитектуре, дизайне, имидже и прочем, а потом все это выставлять на всеобщее обозрение, так же и Жуков, в отличие от Наполеона, старается доказать, что этот мир — это только иллюзия, а на самом деле не такой уж и хороший. И люди, которые его окружают, несмотря на то, что улыбаются и говорят комплименты, на самом деле только и думают о том, чтобы его подсидеть и занять его место. Именно поэтому Жуков часто создаёт конфликтные ситуации, провоцирует ругань и скандалы. При этом поглаживая самого себя и говоря о том, какой он молодец, как он всех ловко раскусил, вывел на чистую воду. Теперь очевидно, что никто его не любит и никогда не любил!